МОСКВА и МОСКВИЧИ


 

Полянка

старая улица Полянка, Москва

Как полноценная городская магистраль, дающая начало дороге на Серпухов и Тулу, Полянка сформировалась в XVII в. Здесь располагались зажиточные слободы ремесленников и торговцев, а также стрельцов. Внимательный глаз может уловить в делении кварталов следы средневековой цеховой обособленности, а обилие арок в невысоких домишках подскажет, что когда-то здесь были лавки и лабазы. В 1669 г. зодчие Карп Губа и Иван Кузнечик возводят по велению патриарха Никона великолепный храм Григория Неокесарийского в стиле “дивного-предивного узорочья”.

Эта церковь (ныне дом № 29) традиционно, вместе с храмом Иоанна Воина на Якиманке, Воскресенским храмом в Кадашах и храмом Николая Чудотворца в Пыжах, считалась одной из красивейших не только в Замоскворечье, но и во всем городе. Характерная ее особенность - обилие многоцветных изразцов снаружи храма. “Бунташный век”, кроме разинской вольницы и раскольничьих гарей, дал огромный толчок такому ремеслу. По фризам Григорьевской церкви вполне можно изучать русское декоративно-прикладное гончарное искусство той поры. Она и сохранилась-то в годы большевистского лихолетья только благодаря своей красоте - в ней расположились художественные мастерские росписи по шелку.

Но если храм Григория открывается во всей красе возле поворота к Малому Каменному мосту, то другая церковь - Успения в Казачьей слободе (дом № 37) - как бы прячется от нескромных взоров. Ведь она не такая импозантная, но зато точно соответствует архитектурным вкусам своего времени - XVIII столетия, с его пристрастием к четким геометрическим формам классицизма. “Век просвещения” напоминает о себе и кварталом близ Серпуховских ворот. Здесь располагались родовые земли Николая Новикова. Нынче на их месте скучноватый серый дом 60, знаменитый разве что проживанием в нем в 20-30-е годы крупнейшего советского скульптора Ивана Шадра.

XIX, “железный”, век входит на Полянку красивым зданием частной лечебницы. Оно известно тем, что в нем лечился от алкоголизма Сергей Есенин. Вообще питейная тема незримо присутствует над окрестными постройками. И дело даже не в обилии рюмочных, ресторанчиков и кафе, расплодившихся в последнее время. Квартал между Полянкой и Якиманкой в старину назывался Наливками - мол, поблизости квартировали бравые вояки. которым не возбранялось выпивать в любое время. И сейчас сохраняются Спасоналивковские переулки. В доме № 5 по 2-му Спасоналивковскому в конце прошлого века жил великий художник Виктор Васнецов. Именно здесь он разработал знаменитые декорации к “Снегурочке” Николая Римского-Корсакова.

Но нынешний век представлен на Полянке наиболее полно. Сколько ни ругали зодчих предреволюционной поры за эклектизм (смешение) стилей, но они сумели выгодно подчеркнуть особенности построек былого. В 1912 г. архитектор Д. Зверев строит в Хвостовом переулке подворье православного Пантелеймоновского монастыря, что расположен на греческой горе Афон. Как и в XVII столетии, здание (№ 3) облицовывают изразцами, но уже современными - монохромными. Балканская тема присутствовала и в функциональном назначении дома - служить приютом солдатам - ветеранам войны 1877-1878 гг. за освобождение Болгарии. Шестью годами позже архитектор В. Дубовский заканчивает огромный доходный дом на Полянке (№ 54). Подъезды к нему охраняют гранитные, нет не львы и не барсы, а... гиены. Очень своеобразная прихоть заказчиков.

И советская эпоха внесла свою лепту в многослойный “пирог” Полянки. Близ Малого Каменного моста в 1939-1940 гг. известные зодчие А. Мордвинов и А. Буров возвели мощные - под стать предвоенной фанфарно-имперской поре - дома (соответственно №№ 1 и 3). Современная градостроительная тема звучит в череде многоэтажек (№№ 28-34), спроектированных архитектором А. Гурковым.

(Александр ЛАЗАРЕВ
Фото Геннадия Усоева
"AиФ - Москва", №37'94)