Олег Ефремов

...

01.10.1927 Москва - 24.05.2000 Москва

Осенью, 1 октября 1927 года, в столице Советского Союза, родился будущий великий артист Олег Ефремов. Детские годы и юношество будущего актера проходило в обычной коммуналке. Несмотря на не совсем «радужное» детство, весной сорок пятого, в возрасте 18 лет Ефремова зачисляют на актерский факультет Школы-студии МХАТ. Выдержать ему пришлось нешуточную конкуренцию. С первого курса он так фанатично увлекся учением Станиславского, что вместе с товарищами по курсу поклялся в верности кумиру, закрепив обет кровью.

Ефремов пришел во вселенную искусства не случайно, он знал, что станет лидером, неся свой «олимпийский огонь».

В своих воспоминаниях Соловьева сравнивала Олега Николаевича в юности с борзым псом, ожидающего сигнала к бегу, движению только вперед; со стрелой, постоянно движущейся, живой стрелой.

В сорок девятом году Ефремов приходит в ЦДТ, сразу после окончания МХАТ. Начиная свою карьеру с самой первой ступеньки, он уже с первых шагов дал понять, что имеет огромный потенциал. Роль Ивана-дурака, которую он сыграл сказке «Конек-горбунок», стала его первой, настоящей работой.

Два десятка ролей – это вся та работа, которую сумел проделать Ефремов на сцене ЦДТ. Впоследствии, современники вспоминали актера по роли парня Кости из пьесы Розова. От его голоса, доносившегося со сцены, замирали сердца…

Спустя шесть лет у Олега Николаевича снова произошел дебют. И снова в Центральном детском театре, но уже в положении режиссера. Его первые шаги на новом поприще пришлись на комедию «Димка-невидимка». Можно сказать, что его «боевое крещение» удалось, ведь успех представления предопределил судьбу Ефремова.

«Его театр Современник»

1956 год – начало нового этапа в жизни Олега Ефремова. В это время он покидает детский театр и организовывает новый – «Современник», заручившись поддержкой единомышленников. Его театр с первых дней стал оплотом для мыслящего зрителя.

"Голый король", «Всегда в продаже», «Традиционный сбор», «Декабристы». Все перечисленное - далеко не полный список. Театр имел огромный репертуар в годы его существования.

Ефремов обладал не только талантом актера и режиссера, он также был способен видеть проявление дара у других, так сцена открылась для выдающихся индивидуальностей, таких как: Евгений Евстигнеев и Олег Табаков, Игорь Кваша и Галина Волчек и др.

Кино

Мелодрама «Эшелон» стала первой работой Ефремова в кино. Каждая его роль была настоящим событием для зрителей. Целостный образ, продуманный до мельчайших деталей – вот отличительная черта Олега Ефремова, как актера. За годы своей карьеры он заставлял зрителя, как улыбаться, так и грустить.

Танкист Иванов, стал душевным другом самых разных людей. Он дарил надежду, добавлял красок в жизнь. На нем держалась вся Россия. Его образы всегда притягивали и располагали к себе, обладая чрезвычайным обаянием. Таким примером был его водитель Саша из кинофильма «Три тополя на Плющихе». Сейчас молодое поколение помнит его, в основном, по роли следователя Подберезовикова из киноленты "Берегись автомобиля". Олег Ефремов, безусловно, обладал редким талантом.

В своих воспоминаниях Третьяков утверждал, что лучше «ефремовского» молчания не знает…

Возрождение МХАТ

В 1970 году Олег Ефремов возглавляет МХАТ, который в тот момент находился в депрессии. Реинкарнация прошла блестяще, сначала была поставлена пьеса "Дульсинея Тобосская", затем драма "Валентин и Валентина", а следом, призванный закрепить успех, спектакль "Старый Новый год". При этом в постановках блистали молодые актеры.

Непостоянство жизни личной

Как всякий творческий человек Олега Ефремов не любил постоянства, принимая все новые и новые вызовы жизни, так сложилось, что это оставило отпечаток и на его личной жизни.

С первой женой у них не получилось надолго образовать семейный союз, зато они смогли наладить тонкий духовный контакт. И Лилия Толмачева надолго стала ведущей актрисой «Современника».

Вторая жена жила с ним в «гражданском браке». У них родилась дочь Настя. Однако Ирина Мазурук не была счастлива в этом браке, они разошлись.

Алла Покровская – последняя официальная жена Ефремова. Она единственная, кто смог приблизиться к идеалу женщина для Олега Николаевича. Их совместная жизнь принесла Ефремову длительный период покоя и счастья, пусть и не на всю жизнь.

Последние дни

Роль чтеца, летом девяностого, стала последней в жизни Олега Николаевича. В рамках проекта «Чтения», незадолго до смерти метра.

Казалось, что больным он работал еще усерднее, чем раньше. Он спешил завершить все проекты, но не успел. В мае, 24 числа 2000 года он Ефремов скончался в своей квартире.