МОСКВА и МОСКВИЧИ


 

Анатолий Папанов

31.10.1922 Вязьма – 07.08.1987 Москва

В 1922 году 31 октября, в городе Вязьме, в семье рабочего Дмитрия Филипповича Папанова родился сын - Анатолий Папанов. Его маму звали Папанова Елена Болеславовна. После недолгого проживания в Вязьме, Папановы переезжают в Москву, где поселились в районе, который называется Малые Кочки. В школьном возрасте Толя очень сильно интересовался театральным искусством, что привело его в драмкружок.

После школы у Анатолия началась трудовая деятельность, он устроился работать завод (литейщиком). Но его все время тянуло к театру, поэтому вечерами Папанов посещал театральную студию. Но этим он не ограничивался, Папанов был частым посетителем «Мосфильма», где был занят в съемках массовых сцен. Он искренне верил, что его увидит какой-то именитый режиссёр и предложит ему хоть небольшую, хоть самую крохотную роль в кино, которая стала бы его ролью.

С началом войны, Папанова призвали на фронт, где он командовал взводом зенитчиков. Но в 1942 году в боях под Харьковом, он получил тяжёлое ранение в ногу. Анатолия госпитализировали, где он провел много времени, пока его вылечили, но воевать его уже не отправили, Папанову присвоили третью группу инвалидности и комиссовали, а было ему тогда всего 21 год.

Вернувшись, домой, Анатолий Дмитриевич, решил учиться актёрскому мастерству серьезно, для этого он подал документы в ГИТИС, куда его после успешной сдачи экзаменов, зачислили. В тысяча девятьсот сорок пятом году А.Папанов заканчивает учебу, он прекрасно сдает дипломные работы, - это были спектакли «Дети Ванюшина» и «Дон Хиль – Зеленые Штаны». В след за великолепной сдачей выпускных экзаменов, он получает приглашение в труппы, трех самых известных Московских театров. Это знаменитые театры, которые известны не только в Москве и Советском Союзе, но и за его пределами, Папанова ожидали сцены Малого театра, Театра имени Вахтангова, МХАТа. Но Анатолий отказался от столь богатых предложений. Произошло это потому, что его жену, Н.Ю. Каратаеву, направили работать в Клайпеду, естественно Анатолий Дмитриевич, решил быть рядом с женой.

Но они там пробыли не долго, около трёх лет. В 1948 году Анатолий Папанов был в Москве, он решал какие-то свои вопросы, и у него состоялась встреча со знакомым режиссёром А. Гончаровым, которого он знал ещё со студенческих лет. От Гончарова Анатолий получил предложение, от которого он не смог отказаться, - это было приглашение работать в Театре Сатиры. Так актёр оказался снова в Москве. Но надо сказать, что некоторое время Папанов не был занят главными ролями. Продолжалось это до тысяча девятьсот пятьдесят пятого года, как раз в этом году состоялась премьера спектакля «Поцелуй Феи», после, которого об Анатолии Дмитриевиче заговорили в полный голос, все критики признали талант актёра.

И вот, казалось бы, сбылась мечта, о которой Папанов думал всю свою жизнь, приглашение на пробы в роли Огурцова, поступило от в Э.Рязанова, режиссера «Карнавальной ночи», но что-то пошло не так и на эту роль был утверждён другой актер. Анатолий не отчаялся, он с полной отдачей работал в театре, и, в конечном счете, это принесло результат. Во время постановки «Дамоклов меч», в зале присутствовал К. Симонов, автор романа «Живые и мёртвые», он оценил актерскую игру Папанова и настоял, чтобы в роль генерала Серпилина, принадлежала именно Анатолию. Все мы помним тот чрезвычайный успех этой киноленты. Фильм удерживал первенство в прокате весь 1964 год, а также был удостоен призов нескольких фестивалей.

В 1967 году А.Папанов пробует себя в новом амплуа, его приглашают озвучивать Волка в полюбившемся всем нам с раннего детства мультипликационном фильме «Ну, погоди». Это принесло Анатолию Дмитриевичу ещё один успех, который можно назвать грандиозным, ведь ребятишки такой огромной страны выросли на этом мультфильме. Правда, надо сказать, что актёру не очень нравилось, когда его отождествляли с героем этого мультфильма, он всегда говорил, - Я ещё много ролей сыграл, почему Вы меня называете Волком. Но детишек Анатолий любил, поэтому работал он для них с полной отдачей.

В восьмидесятые годы Анатолий очень редко приглашался для съемок в кино, но зато он всецело отдавался театру, где им было сыграно великое множество ролей. Хоть Папанов в основном был занят сатирическими ролями, все-таки он был очень разноплановым актером, что очень ценится режиссерами. Одна из его последних ролей в кино – в картине «Холодное лето пятьдесят третьего», есть тому доказательством. Так чисто и честно сыграть человека, воевавшего, испытавшего на себе Гулаг, но сохранившего веру… В первую очередь, веру в честь и справедливость которой во время жизни его героя так не хватало.

В этом фильме Анатолий Дмитриевич Папанов сыграл свою последнюю роль и седьмого августа тысяча девятьсот восемьдесят седьмого года он скончался.