МОСКВА и МОСКВИЧИ


 

Нонна Мордюкова

25.11.1925 Украина – 06.07.2008 Москва

Актриса Нонна (Ноябрина) Мордюкова, родилась в небольшом поселке Константиновка (Украина, Донецкая область) 25 ноября 1925 года.

Вскоре после рождения дочери семья переехала на Кубань – там, в небольшом колхозе Ирина Петровна, мать Ноны, была председателем. Отец девочки – Виктор Константинович - был военным.

Еще с раннего детства артистичная и мягкая Ноябрина хотела стать актрисой. И ее мечта сбылась – в 1946 году она становиться студенткой актерского факультета ВГИК. Ее наставниками стали О. Пыжова и В. Бибиков.

Слава пришла к молодой актрисе неожиданно – через год после начала обучения ее пригласили сниматься в картине «Молодая гвардия». Там Нонна сыграла одну из своих главных ролей – Ульяну Громову. Именно за эту работу ей вскоре вручили Сталинскую премию первой степени.

После окончания института Мордюкова начинает работать в театре, но мечтает о новой роли в кино. И вскоре ей представилась возможность вновь показать себя – девушку пригласили для съемок в фильме «Возвращение Василия Бортникова», где ей предстояло сыграть Настю Огородникову. Эта небольшая роль в полной мере раскрыла режиссерам многогранность таланта молодой артистки.

По словам режиссеров, работавших с актрисой, она в душе проживала каждый эпизод, каждую роль. Несомненно, лучше всего Мордюковой давались образы женщин из народа – таких простых в общении, но сильных духом и верных семье и Родине. Особо это заметно в картинах «Чужая родня» (роль Стеши Ряшкиной) и «Простая история» (актриса играет Сашу Потапову). Но, в то же время, всем ее героиням свойственны искренность, мягкость и чувственность. Именно такими чертами и запомнились зрителю комиссарша Вавилова («Комиссар»), Федосья Угрюмова («Русское поле») и Наталья («Они сражались за родину»). Каждая из этих ролей, впрочем, как, впрочем, и большинство других, сыграна с надрывом, со сложной гаммой чувств и переживаний.

Но порой Мордюкова играла неожиданные, на первый взгляд, далекие от ее привычного амплуа, роли. Например, грубая Доня Трубникова («Председатель» 1964), чересчур активная и назойливая управдом Плющ («Бриллиантовая рука») или же злобная и придирчивая Пристяжнюк («Тридцать три»). Каждая из этих ролей, как и многие другие, сыграны Мордюковой просто блестяще, ярко и неповторимо. Актриса идеально передавала не только поведение и интонации своих героинь, она умела вскользь показывать и иные, глубоко скрытые, чувства и переживания персонажа.

На экране Мордюкова примеряла на себя разные, порой явно противоречащие ее амплуа, образы. В некоторых зритель не с первого взгляда узнавал мягкость и искренность любимой актрисы – ярким примером тому стала роль неотесанной, грубой Марии Коноваловой в картине «Родня».

После распада СССР актриса ушла из театра и практически перестала сниматься. Она больше не могла найти «свою» роль, которая даст возможность вновь показать богатство и многогранность таланта.

Пожалуй, вклад этой женщины в развитие советского кинематографа сложно переоценить. На экран вышло более 50 фильмов с ее участием. Она, по мнению создателей энциклопедии «Кто есть кто», достойно занимает место в 10-ке лучших актрис 20-го века. Нонне Мордюковой присвоены звания Народной и Заслуженной артистки РСФСР и СССР. Актриса была удостоена Ордена «За заслуги перед Отечеством», награждена орденами «Почета» и «Дружбы народов».