Музей Толстого (Усадьба Лопухиных)

...

сайт музея www.tolstoymuseum.ru/

адрес: г. Москва, Пречистенка, 11/8 ;

проезд: м. "Кропоткинская".

режим работы: Понедельник - выходной день. Вторник, среда, пятница, суббота, воскресенье - с 10.00 до 18.00; четверг - с 13.00 до 21.00; последняя пятница каждого месяца - санитарный день.

телефон: 8 (495) 637-74-10

Старинный особняк в глубине квартала, образуемого Большим и Малым Знаменскими переулками, был построен боярином Ф.А. Лопухиным во дворе усадьбы, подаренной ему в 1689 г. Петром I в связи с его женитьбой на дочери Лопухина Евдокии. Но в 1718 г. брат Евдокии был казнен по делу царевича Алексея, семья попала в немилость государя и двор конфисковали.

В особняке Петр I сначала разместил шведских генералов и офицеров, а потом отдал его голландцу Ивану Тамесу для устройства полотняной фабрики в 150 станков. Уже к этому времени относятся переделки здания.

В 1728 г. Петр II вернул родовое гнездо реабилитированным Лопухиным, и они владели им до 1763 г. Потом усадьба перешла к знаменитому Григорию Потемкину (здесь проживала его мать). А в 1755 г. сюда нанесла визит матушка-императрица, арендовавшая его почти на год.

Когда архитектор М. Казаков возвел на Волхонке временный Пречистенский дворец для празднования по случаю заключения мирного договора с Турцией, главный дом и флигель усадьбы Лопухиных были предназначены для размещения высших придворных дам. Но Екатерине не понравился лабиринт коридоров и проходных комнат, и вскоре деревянная часть дворца была разобрана и перевезена на Воробьевы горы.

После этого усадьба много раз меняла владельцев. С 1899 по 1917 г. ее хозяйкой была фрейлина императрицы М.М. Петро- во-Соловово.

В 1919 г. дом занял военный отдел ВЧК, затем институт Маркса-Энгельса, и наконец его отдали под квартиры.

В конце XX в. за восстановление особняка взялись реставраторы ЦНРПМ, и сейчас он предстал во всей своей красоте. В апреле 2007 г. директор общественного музея им. Н.К. Рериха Л.В. Шапошникова, главный архитектор научно-реставрационной мастерской И.Д. Любимова и руководитель реставрационного предприятия «РИК» В.А. Родионов были удостоены национальной премии «Культурное наследие».

На сегодняшний день - это музей государственного значения имени писателя Толстого Л.Н. Он представляет собой одно из наиболее старых литературных музеев во всей России. Решение о его создании появилось в то время, когда русская общественность находилась в потрясении от ухода Льва Николаевича из знаменитой Ясной Поляны и от его смерти в 1910 году 7 ноября на станции Астапово. В результате этих трагических событий значительно возрос интерес к личности русского писателя и к его творчеству. Его современники приложили все усилия для сборов всего того, что было связано с памятью Толстого, чтобы это сохранить для потомков. Таким образом, возникла необходимость в центре, который бы объединял общую работу. Этим центром и явился музей Толстого. Его основание происходило на общественных началах, в число коллекций вошли фотографии, иллюстрации, портреты, книги, личные вещи, картины, дары почитателей таланта писателя и его родных. Открытие музея произошло один год после его смерти и явилось знаменательным событием в русской культуре.

Друзья и близкие Толстого понимали значение его духовного наследия, поэтому обозначили необходимость создания музея в честь его имени. Она была озвучена на Всероссийском съезде писателей, который проходил в северной столице в 1908 году с двадцать второго по двадцать четвертое июня. В 1909 году, в марте, была открыта «Выставка для устройства в Петербурге музея Толстого Л.Н.». Для этой выставки экспонаты представлялись частными лицами, среди них были люди, которых связывали с поэтом узы дружбы: П.И. Бирюков, М.А. Стахович, И.Я. Гинцбург, В.Г. Чертков и другие. Спустя четыре месяца после кончины Толстого, на базе выставки, был создан Музей в честь его имени перешедший на «вечное хранение» в 1919 году третьего мая в Российскую Академию наук, содействие для этого оказал академик А.А. Шахматов.

Государственный Московский музей Толстого был создан благодаря Толстовскому обществу, которое возникло в виде Московского отделения Общества петербургского Толстовского музея, с 1912 года – Толстовское сообщество в городе Москве. Первое его Правление возглавлял Н.В. Давыдов, а одними из первых членов являлись С.Л. Толстой, Н.В. Давыдов, В.Я. Брюсов, А.И. Сумбатов – Южин, П.И. Бирюков, В.В. Смидович (Вересаев), А.Е. Грузинский, И.И. Горбунов – Посадов.

Идея создания толстовского музея была поддержана супругой Льва Николаевича – Софьей Андреевной.

В 1911 году 22 апреля она написала Н.В. Давыдову о том, что она благодарна Обществу Московского Отделения музея писателя за избрание ее в действительные члены, и выражает свое сердечное сочувствие этому благому начинанию, такому близкому для ее сердца.

В 1911 году 22 апреля на общем собрании был поднят вопрос относительно устройства в Москве Толстовской выставки. В выставочный комитет вошли вышеуказанные лица, а так же, А.А. Бахрушин, Л.О. Пастернак, Б.С. Боднарский, В.И. Немирович – Данченко, Н. Д. Телешов, Т.Л. Сухотина – Толстая, Л.А. Сулержицкий. В общем количестве – 45 человек. П.И. Бирюков, во время своего выступления на собрании с емкой и, в то же время, краткой речью, озвучил суть предстоящего события.

«Учреждение сего дома – музея – говорил он, служит нескольким равнозначно важным целям. В первую очередь, этот музей будет являться небанальным и замечательным памятником великому нашему современнику. Во вторую очередь, он удовлетворяет цели свободного просвещения в духе Льва Николаевича, который еще в прошлом столетии в семидесятых годах проектировал «университет в лаптях». И такой музей будет полностью представлять могучую личность поэта, ее развитие в пространстве и времени и предоставлять возможность каждому изучать как его личность, так и его эпоху. Так же, несомненно, музей будет удовлетворять наше чувство долга перед нашими потомками».

Со дня смерти Толстого не прошло и года, как в одном из восьми залов Московского исторического музея в 1911 году 11 октября открылась Толстовская выставка. Она явилась центром московской культурной жизни на некоторое время. Это произошло не только по той причине, что боль утраты великого поэта была еще слишком свежа, но и потому, что Россия нуждалась в нравственном стержне.

Когда пришло время закрытия выставки в 1911 году в декабре месяце, то большинство частных владельцев экспонатов дали свое согласие на их передачу Толстовскому обществу на постоянное хранение. Так появилась идея создания постоянного музея имени Толстого Л.Н..

Ее поддержали писатели Л.О. Пастернак, А.М. Горький, В.Я. Брюсов, В. Вересаев, И.А. Бунин, художники И.Е. Репин, С.Д. Меркуров, В.Н. Мешков, артисты В.И. Качалов, А.А. Яблочкина, В.И. Немирович – Данченко, О.Л. Книппер – Чехова, режиссеры К.С. Станиславский. А самое главное, эту идею поддержала семья Толстого в лице его вдовствующей супруги и детей: Александра, Татьяны и Сергея.

Помещение для музея было выбрано не без труда. Поступали предложения об его размещении в доме писателя в Хамовниках, а также, в Сухаревой башне. В итоге сняли восьми комнатную квартиру на Поварской улице дом 18. Помещение располагалось в центре столицы и соответствовало всем нормам пожарной безопасности, хотя и было достаточно тесным.

Официально музей открылся в 1911 году 28 декабря (старый стиль). Таким образом, появился островок «мудрой вечности». П.И. Бирюков стал хранителем музея, после того как он уехал в Швейцарию его место занял В.Ф. Булгаков, который оставил свои воспоминания о том времени: «Музей обладал небольшим штатом – всего четыре человека не считая меня (заведующего канцелярией и технических служащих в количестве трех человек). Музей регулярно проводил экскурсии и принимал посетителей (здесь кроме меня принимал участие И.И. Горбунов – Посадов), пополнялись коллекции в художественном отделе, рукописном, книжном. Однако научная работа в музее не проводилась, как не было и читальни. Сказывалась теснота помещения. Вечера, посвященные произведениям Толстова, проводились «в московских аудиториях и больших залах при участии литераторов – докладчиков и известных представителей артистического мира Москвы (Гольденвейзер, Игумнов, Сумбатов – Южин, Станиславский, Москвин, Качалов, Лужский, Нежданова, Германова, Книппер – Чехова и другие) которые охотно откликались на просьбы Правления Общества писателя о выступлениях».

После революции стали решать дальнейшую судьбу музея. В 1918 году 12 октября Наркомпросс выдал Охранные грамоты на Литературный музей на Поварской и дом Толстого в Хамовниках. Это защитило материальное и духовное наследие писателя от революционного экстремизма. Однако проблема вовсе не исчезла, поскольку большинство членов Правления общества Толстого не соглашались на национализацию, они решили, что раз уж этого факта не миновать, то пусть он будет «насильственным».

Более реалистично повели себя А.Л. Толстая и В.Ф, Булгаков, считавшие, что надо согласиться на национализацию толстовских музеев и одновременно заняться проблемой восстановления Толстовского дома в Хамовниках, а также выделением специальных помещений под литературный музей. Им удалось заручиться поддержкой Общества писателя и развернуть успешную деятельность.

В.Ф. Булгаков, совместно с А.Л. Толстой, художником Н.Д. Бартрамом (создатель музея игрушки) и В.Д. Бонч – Бруевичем буквально отвоевали особняк на Пречистенке № 11 у многочисленных претендентов. Этот особняк был возведен в 1817 – 1822 годах по проекту именитого русского архитектора А.Г. Григорьева (ученик Кваренги). Журнал «Старые годы» в 1911 году писал об этом архитекторе: «Тонкая техника работ и способность Григорьева находить замечательные пропорции, относят этого зодчего к числу лучших русских мастеров».

Толстовский музей получил ордер на особняк на Пречистенке №11 от жилищно – земельного отдела Совета Рабочих и Красноармейских депутатов города Москвы в 1920 году 11 марта.

Пятого апреля того же года В.И. Лениным был подписан Декрет о национализации московского дома Толстого. Музей – усадьба в Хамовниках и Литературный музей объединили в один музей, получивший в 1939 году название Государственного музея Толстого Л.Н..

Открылся музей Толстого на Пречистенке в десятилетнюю годовщину со дня кончины писателя в 1920 году 20 ноября. Торжественная церемония передачи музея государству от Толстовского общества была проведена С.Л. Толстым. Спустя один год стал действовать музей – усадьба писателя «Хамовники».

История создания Государственного музея Толстого тесно переплетается с историей создания Рукописного архива писателя, хотя хронология сей истории гораздо обширнее.

Изначально хранителем рукописей Льва Николаевича являлась его дальняя родственница, воспитательница Ергольская Т.А., которая с любовью собирала записки детей Толстых, бережно хранила рукописи и письма молодого писателя. Позже этим занялась супруга Толстого С.А. Толстая. Рукописи, с согласия супруга, были ею помещены на хранение в Румянцевкий музей в Москве (сегодня – Российская Государственная библиотека) в 1887 году. Практически в то же самое время рукописи писателя стал собирать его друг Чертков В.Г., который в 1913 году передал их в Библиотеку Академии наук города Санкт – Петербурга на хранение. В силу этого, архив писателя уже к началу двадцатых годов прошлого столетия оказался в разных местах.

В 1926 году коллекцию В.Г. Черткова передали в музей Толстого из Рукописного отдела Библиотеки Академии, что было приурочено к подготовке Юбилейного издания 90-а томов из сочинений писателя. Этот вклад сделал музей крупнейшим хранилищем рукописного наследия Толстого.

В 1939 году Постановлением СНК СССР было решено передать музей Толстого из Наркомпросса в ведение Института мировой литературы, которые связаны с творчеством и жизнью писателя, в стенах музея – это явилось важным шагом в объединении архивных материалов писателя. Практически сразу после выхода этого Постановления тридцать государственных учреждений страны, а также, и библиотека имени Ленина, которая обладала вышеуказанной коллекцией Толстого, передали рукописные «профильные» материалы. С этих пор в «стальной комнате», которую отвоевал музей у многочисленных претендентов, было сосредоточено сохранившееся рукописное наследия великого писателя, исключая нескольких частных автографов – собственности частных лиц.

Почти семьдесят лет напряженной исследовательской и хранительной деятельности понадобилось для формирования нынешнего Архива Толстого, которое является уникальным хранилищем, как нашей страны, так и всего мира. Кроме фонда самого Льва Николаевича сюда входят более чем семьдесят личных фондов, фонды обществ писателя, толстовских коммун и иных учреждений, которые связанны с именем Толстого. В общей сложности это более двух с половиной миллионов страниц, более 300000 ед. хр.