ГЕРБ МОСКВЫ

Герб Москвы

Известно ли Вам, кто изображен на гербе Москвы? Казалось бы, ответ очевиден. Однако, все не так то просто. Точного ответа на этот вопрос не дают даже официальные документы. В "Положении о гербе Москвы", изображенный на гербе человек назван "Георгием Победоносцем", тогда как в положении "О Государственном гербе Российской Федерации", которое было утверждено в 1993 году, говорится: «на груди орла - всадник, поражающий копьем дракона» и никаких имен!

Пусть так, однако, для обывателя всадник на коне, копьем поражающий змея всегда ассоциировался именно с Георгием Победоносцем. История появления "Георгия" на гербе столицы невероятно древняя. Обычай печатать на монетах портрет святого или князя, пришел в нашу страну из Византии.

Первое изображение святого Георгия на печатях и монетах Ярослава Мудрого (был князем 1016-1054 гг.), появляется в начале XI века. Ярослав способствовал распространению культа Георгия Победоносца на Руси. Почитая его, как своего небесного покровителя, Ярослав Мудрый основал город Тарту (Юрьев) в 1030 году и в том же году заложил монастырь в Новгороде. В 1037 году князь начинает возведение Георгиевского монастыря в городе Киеве и строит в здесь храм святого Георгия. День освящения храма становится ежегодным праздником известным, как "Юрьев день".

Основатель Москвы князь Юрий Долгорукий продолжил традицию своего предшественника. По его велению в 1152 году был заложен град Юрьев-Польский, где позднее был возведен Георгиевский собор. Таким образом, постепенно, на Руси начал разрастаться культ святого Георгия Победоносца. При Иване III всадник-змееборец был окончательно утвержден как герб княжества Московского. Уцелела печать 1479 года, на ней изображен всадник-копьеносец, поражающий змея-дракона окруженный письменами: "Печать великого князя Ивана Васильевича". На обороте печати, нет рисунка, а к повторяющейся надписи добавлено - "всея Руси". С этого момента, герб княжества Московского, на какое-то время стал гербом всей Руси. Петр I первый назвал всадника святым Георгием. Это подтверждает сохранившаяся с тех времен записка, написанная им собственноручно, относящаяся к 1710-м годам.

В таком виде герб Москвы просуществовал до 1856 года, затем, в результате проведенной в русской геральдике реформы (по указу Николая I), герб Московской губернии претерпел изменения. Новый герб города Москвы утвердили в 1883 году. В отличие от губернского в обрамлении герба города были не дубовые листья, а скипетры.

Основное изменение герба заключалось в следующем: всадник был развернут в другую сторону, согласно правил западноевропейской геральдики все живые существа (конь, всадник) должны быть повернуты в правую, а для зрителя, левую, сторону. Сделано это было для того, чтобы живое существо (лев, медведь, всадник) изображенные на рыцарском щите, когда он держит его у левого бока, казались нападающими на противника. Плащ всадника из желтого стал, синим, дракон превратился в золотого с крыльями зеленого цвета (ранее был черным), а белый конь стал называться "серебряным".

После Октябрьской революции герб Москвы упразднили. Герб с советской символикой был утвержден в 1924 году, а в 1993 г. был возвращен древний герб Москвы. В положении всадник назван Георгием Победоносцем. Итак, два разных положения именуют всадника по-разному. Точнее в одном он назван святым Георгием Победоносцем, в другом обозначается, как всадник. В целом, так ли уж важно, собирательный это образ, святой покровитель города или простой воин. Главное, что на гербе изображен символ победы Добра над Злом и Света над Тьмою.

Да сгинет змий!

герб Москвы

История московского герба

...Конь захрапел.
Из пенистых волн моря прямо на него выползало чудовище, дыша смрадной, клыкастой пастью.
Змий приготовился атаковать всадника, из зева дракона вырвался клуб огня.
Конь взвился на дыбы.
Воин в сверкающих доспехах придержал левой рукой узду,
чтобы не потерять контроль над животным.
Правой же рукой он перехватил копье ближе к окончанию древка,
направил волшебное, серебряное жало оружия
точно в пасть чудовищу и ударил.
Змий забился в смертельных корчах под копытами белоснежного скакуна...

Этот сюжет увековечен на гербе Москвы.

ЛЕГЕНДА О СВЯТОМ ГЕОРГИИ

Святой Георгий — покровитель воинов, мужчин, путников, охотников, один из самых почитаемых святых в христианском пантеоне. Его образ появился на Руси в X веке и стал быстро вытеснять языческие божества, которым поклонялись воины и охотники, Впрочем, его почитали рыцари Западной Европы. В горах Кавказа старики-сваны только перед иконой Святого Георгия снимали шапочку-сванку. У осетин-христиан ни одно торжественное застолье до сих пор не обходится без тоста в честь Святого Георгия и просьбы к нему о покровительстве.

Библейская легенда повествует о том, как в некие стародавние времена воин Георгий в Палестине спас царевну Аи от пожирающего людей дракона. Змей, или змий, как его называли в Древней Руси, жил в озере и выползал на сушу, чтобы съесть очередную жертву Георгий зарубил змея мечом, и примером такого чуда обратил в христианство идолопоклонников Гевальских.

Корни этой легенды теряются в глубине тысячелетий. В эпосе индоевропейцев бог-воин Индра поражает злодея-змея и освобождает небесные воды, дающие жизнь людям. Славянский Перун — бог воинов, грозы и молнии — борется со змеем — богом подземного мира, скота и богатства Велесом, чтобы освободить похищенный им скот и воду. Греческий герой Тесей убивает морского дракона и, как Святой Георгий, спасает от гибели царевну, принесенную в жертву чудищу-людоеду. Да и во многих русских былинах рассказывается о битвах богатырей с трехглавым змеем, похитителем людей. С крылатым огнедышащим монстром сражаются Добрыня Никитич и Алеша Попович. Со змеем-ворогом наши предки часто сравнивали степных захватчиков, постоянно грозивших набегами древнерусскому государству. Поэтому древняя легенда о воине-змееборце была близка и понятна русским людям средневековья.

КОГДА ПОЯВИЛИСЬ ГЕРБЫ НА ЩИТАХ

Средневековые гербы в Западной Европе появились во времена крестовых походов и первых рыцарских турниров, Там закованные в броню конники бились «шутейно» (иногда, правда, не до смерти) копьями, за свою честь и во славу прекрасных дам. Родина турниров и геральдики — науки о гербах — Германия. Герб, изображенный на щите рыцаря, считался его родовым, личным знаком. А вот на Руси в средние века родовой семейный герб не был распространен. Свои эмблемы были в основном у князей. Они изображались на печатях, монетах, на щитах княжеских дружинников, чем подчеркивался сам факт их службы князю. Среди резных фигур Георгиевского собора в Юрьеве-Польском на Владимирщине (XIII век) можно увидеть Святого Георгия, который держит в руках копье и овальный щит, на котором изображен знак Владимирского княжества — лев. Край щита окантован растительным орнаментом. Подобная эмблема на щите у русских воинов того времени была знакомым явлением. Вполне вероятно, что именно ее и стали в дальнейшем называть гербом.

В русском языке слово герб впервые упоминается в 1571 году при царе Алексее Михайловиче. Это именно государственная эмблема, не знак на щите. «Да прислати образец гербъ свейский (шведский), чтобы тот гербъ в царского величества печати былъ».

ГЕРБ ГОРОДА МОСКВЫ И РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

Изображение всадника, поражающего копьем змея, можно увидеть на печатях и монетах времени Василия Васильевича II Темного, внука Дмитрия Донского. Он первый принял титул Господин Всея Руси, В этот момент и потребовался символ московских государей, который был бы понятен всем и подчеркивал их роль, как оплота борьбы с удельной раздробленностью и иноземными ворогами. Окончательно же эмблема Московского государя как государственный герб появилась во времена правления его сына Ивана Васильевича Великого, Ивана III (1462- 1505 годы). На его поздних печатях мы видим два изображения — конного змееборца и двуглавого орла.

При Иване Грозном (правление 1533-1584) эмблема Российского государства выглядит так: двуглавый коронованный орел и щит с изображением конника, который поражает копьем змея.

Официально эмблема всадника-змееборца как герба именно города Москвы была утверждена 20 декабря 1781 года. С 1856 года герб города Москвы становится и гербом Московской губернии. В этом статусе он вновь утвержден с 1883 года.

МОСКОВСКИЙ ЕЗДЕЦ

Изображения витязя-змееборца на московских печатях и на гербе не всегда были одинаковы. На печати Ивана III мы видим римского конника в развевающейся мантии. Во времена правления Василия Ивановича (Василия 111,1505-1530) всадник изображен обнаженным как символ греческого Геракла или римского Геркулеса, На печати Ивана IV также изображен нагой витязь, но в царской короне и мантии.

На заглавном листе славянской Библии, изданной в 1663 году в Москве, всадник уже одет, как подобает русскому воину. На его голове то ли остроконечный шлем, то ли шапка Мономаха. Тело его защищает броня. Русский витязь в остроконечном шлеме есть на одной из печатей Петра I. Однако стремление представить витязя в облике античного или западного воина все же победило. Витязь на Московском гербе XVIII века облачен в тяжелые западные доспехи и жалит змея рыцарским оружием — тяжелым копьем с коническим противовесом на окончании древка. На гербе Московской губернии в XIX веке вновь появляется римский воин, но древко его копья венчает восьмиконечный крест — это уже православная, христианская символика.

Почему московские князья не изображали в образе наездника-змееборца русских воинов? Причин несколько. Во-первых, начиная с времени Ивана III, правители Московского государства стремились подчеркнуть преемственность своей власти от императоров Римской империи. Во-вторых, великокняжеская эмблема, или герб России, должен был быть как высший символ в меру конкретен и в меру абстрактен. Печати с московским всадником скрепляли важнейшие государственные и международные документы, Образ воина рассматривался именно как знак-аллегория, которая была бы всюду правильно понята.

Важнейшая особенность всадника на Московском гербе — это его светский облик. Он никогда не изображался святым с нимбом над головой. Под этим витязем подразумевался Московский князь или царь. За эмблемой Великого князя Московского первоначально закрепилось имя Ездец, а не Святой Георгий, хотя сюжет битвы со змеем прямо копировал хорошо известное на Руси предание о великом святом воине-христианине, великомученике. Сцена со Святым Георгием Победоносцем на коне, поражающим копьем змея, была изображена в древнем Успенском соборе Москвы. Буквальный смысл Московского герба означал, видимо, следующее: Великий князь Московский, или царь Всея Руси — оплот православного христианства, борется со злом, недругами, иноземными захватчиками точно так, как это делал Святой Георгий Победоносец, Неправда ли, многозначительная иносказательная символика.

Думал ли Великий князь Ростово-Суздальский Юрий Долгорукий, что приглянувшееся ему в 1147 году местечко боярина Кучки, затерянное в дремучих лесах, где обитало славянское племя вятичей, станет столицей всех русских земель? Вряд ли. Но, может быть, сам Святой Георгий, имя которого носил князь, подсказал ему обнести поселок Москву в 1156 году деревянными крепостными стенами, и тем положить начало нашему Кремлю.

За столетия своего существования детище Юрия Долгорукого превратилось в самый крупный город в России уже в XVI- XVII веках. Не раз Москва, став оплотом централизованного Русского государства, подвергалась набегам врагов и возрожденная восставала из пожарищ. В самые тяжелые, времена в 1941 году, Москву защищал великий воин-полководец, который тоже носил имя Георгий. Случайно ли это? Или, может быть, действительно, сам Святой Георгий вдохновляет на великие дела всех, кто заботится и бережет его любимый город нося имя знаменитого воина-змееборца Георгия?..

(Сергей Корневский)